Шаман (по хак. - хам) считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. Шаманы играли важную роль в жизни общества - они проводили обряды, промысловые культы, лечили от болезней, приносили своим соплеменникам души неродившихся детей, провожали душу умершего в иной мир. По представлению хакасов, сами духи (тöси) выбирали себе хозяина.
Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен «тÿÿр» с колотушкой «орба» и шаманский костюм. Шаманский бубен считался живым существом, и вести себя с ним необходимо было соответствующим образом. Вольное обращение с бубном каралось весьма строго. На бубен по указанию шамана наносились рисунки, имеющие сакральное значение. Во время камлания шаманский бубен в параллельном мире помогал своему хозяину, превращаясь в животных или необходимый транспорт
Культ огня являлся и является одним из самых важных в общей обрядовой и религиозной культуре хакасов. Традиционное сознание хакасов видело в огне живое существо (чаще всего это женщина - От инезi (мать огня)),
В традиционном понимании хакасов, богиня огня От-ине давала тепло и свет, постоянно охраняла домашний очаг и семью от злых сил, очищала пространство, приносила удачу и богатство хозяину, ила заботами главы дома.
Свойство посредника между людьми и духами, сближало значение огня с фигурой шамана. В архаических воззрениях хакасов, дух огня считался одним из главных помощников шамана. Шаман перед отправлением в свои далекие путешествия во время камлания, прежде всего, обращался за помощью к хозяину огня.
Эти цветные ленточки называются «чалама». «Чалама» повязываются в священном месте на березе, дереве священном для хакасов. Данный обряд несет в себе определенный смысл, а также существуют определенные правила его проведения.
Хакасы издавна придавали большое значение не только тому, где разместить «чалама», но и их цвету.
Каждый цвет «чалама» соответствует определённым силам, к которым обращается человек повязывающий «чалама». Завязывая узелки на «чалама», человек делает по одному пожеланию на каждый узелок.
Цвет белой ленточки означает в мифологии хакасского народа чистоту дел и помыслов. Завязывая узелки на белом «чалама», просят о здоровье.
Красный – символ солнца, символ тепла, жизни и достатка. Завязывая узелки на красном «чалама», человек обращается к духам – хозяевам местности и просит сил и удачи.
Синий цвет – это символ чистого неба, обращение к Небу (Хан Тигiр), связь с Космосом, с «верхним миром».
К началу 19 века, большая часть хакасов переходит на оседлый образ жизни и с этого времени особой популярностью пользуются деревянные юрты. Строились они обычно из лиственницы, реже из сосны или кедра.В традиционной юрте количество стен равнялось шести (если хозяин был богаче, то количество стен могло увеличиться даже до двенадцати), полутора метровые стены ставились без фундамента, на утрамбованную землю, покрытую берестой, куполообразная крыша имела в центре световое отверстие –дымоход, под ним располагался очаг. Крышу крыли корой, реже досками. Дверь у юрты всегда была на восток, а кровать завешенная пологом всегда находилась с западной стороны, рядом с кроватью часто весела люлька для самого младшего ребёнка, подросшие дети спали на полу вокруг очага на подстеленных шкурах. В бытовом отношении внутреннее пространство юрты делилось на южную - мужскую и северную – женскую половины, вдоль стен располагались соответствующие предметы: северной кухонная утварь, южной - инструменты и охотничье снаряжение.